Франшиза и франчайзинг часто мелькают в новостных лентах, бизнес-литературе. Несмотря на популярность термина, представление о нём имеют далеко не многие. При этом, франчайзинг предоставляет широкие возможности для старта бизнеса при небольших вложениях и снижении рисков.

Франчайзинг – это возмездная или нет передача права изготовления и продажи под установленным торговым знаком франчайзора товаров и услуг, которая позволяет законно использовать ранее запатентованную технологию или товарный знак.

Как водится, что-то новое это хорошо забытое старое. Франчайзинг, как экономическое явление, ещё только набирает популярность. Но основы его уходят в глубину средневековья. В наши дни в юридической литературе США и Австралии определением «франчайзинг» обозначается процесс передачи государственной власти.

В Англии несколько веков назад монарх передавал часть своих прав (к примеру, проводить сбор налогов на определённой территории) дворянам. Те, в ответ, обязались оказывать королю услуги. Франшиза (именно так называлось предоставление королевских прав) могла оказаться и у простых граждан – так они получали официальное разрешение на торговлю на рынках.

С чего же началась известная нам «франшиза»?

Как водится, первопроходцами коммерческого использования франчайзинга стали жители США. И инициировал её владелец компании по производству швейных машинок «Зингер». Только окончилась Гражданская война, и вести масштабный бизнес не было ресурсов ни у кого. А желание в распространении бренда было сильным. Решение оказалось простым и гениальным: зачем открывать свои магазины. Если можно продавать машинки в магазинах других владельцев? Быстро была разработана концепция торговли: «Зингер» продают право на реализацию и обслуживание своей продукции на конкретной территории за 60$, а коммерсанты назначали цену в 125. Все довольны и зарабатывают интересные суммы!

В середине ХХ века в Штатах начал действовать закон о товарном знаке. Это дало мощный толчок развитию франчайзинга, потому что покупатель франшизы получал и репутацию бренда. Для таких распространённых и востребованных бизнес-проектов, как рестораны быстрого питания и подобных заведения, франчайзинг стал просто спасением. Сети быстро охватили огромные территории, при этом обеспечив постоянный доход учредителям и высокие прибыли покупателям франшизы.

Эксперименты оказались столь успешными, что в 1960 году возникла Международная ассоциация франчайзинга. Сейчас более 10% розничного рынка в мире обеспечено действием франшиз. В США, с их объёмным рынком, 15% ВНП создано именно благодаря работающим по франчайзингу компаниям.

Традиционное представление о франчайзинге складывается из предоставления 3 основных элементов бизнеса:

  1. Лицензия (разрешение) на использование «вывески»;
  2. Обучение покупателя франшизы технике ведения бизнеса;
  3. Налаживание системы проведения платежей.

При наличии в сотрудничестве перечисленных составляющих, договор франчайзинга можно назвать классическим. Отсутствие хотя бы одного из них переводит взаимодействие в ранг лицензионного договора.

Со временем в структуре франчайзинга выделились несколько видов, обладающих своими особенностями.

Сбытовой франчайзинг. В этом типе сотрудничества производитель товаров и услуг формирует сеть точек сбыта товара под своим единым контролем.

Товарный франчайзинг. Именно этот тип использовала в работе компания «Зингер». Франчайзи становится единственным распространителем товаров на указанной в договоре территории. Он использует товарный знак франчайзора и обязуется приобретать товар исключительно у него, отказываясь от торговли товарами других производителей.

Промышленный (производственный) франчайзинг. Собственник передаёт права на производство и реализацию товара, использование запатентованной технологии. Типичный представитель данного типа франчайзинга это Coca-Cola.

Деловой франчайзинг. Тип, позволяющий успешно функционировать малому бизнесу «с нуля». Предприятия по оказанию услуг – основные «пользователи» такой системы. Франчайзи получает полное описание технологии ведения бизнеса. Франчайзор периодически контролирует процесс организации бизнеса, чтобы соблюдались корпоративные особенности. Конечно, для покупателя франшизы возникает ряд ограничений в ведении проекта, но зато он получает готовый бизнес и сводит риски к минимуму.

Также, экономисты выделяют деление франчайзинга на формы:

  • Региональный. Право на освоение определённого региона.
  • Субфранчайзинг. В этом случае, франчайзи может продавать франшизу третьим лицам.

Использование франчайзинга повышает уровень работы и устойчивость малых предприятий и позволяет им сохранить конкурентоспособность на рынке. Общее мнение: франшиза – наиболее действенный способ ведения бизнеса для начинающего бизнесмена.